Масла моторные

Моторные масла и их назначение

Технология получения моторных масел довольно сложная и трудоем­кая. Базовое масло получают смешиванием дистиллятного (полученно­го из мазута) и остаточного (полученного из гудрона), прошедших соот­ветствующие виды очисток от нежелательных компонентов (смол, сернистых соединений, высокозастывающих компонентов и др.). Затем к базовому маслу, отвечающему требованиям стандарта по ряду физико-химических показателей качества, добавляют комплекс присадок. При добавлении присадок учитывают их совместимость, т.е. присадки должны выполнять только свои функции, для которых они предназначены, не ухудшая других качеств масла и не влияя на действие других присадок. Кроме того, присадки не должны выпадать в осадок и разлагаться при хранении масел. Учитываются и эксплуатационные фак­торы работы масел: температура, давление, наличие цветных металлов и сплавов, вид топлива и др. Поэтому состав присадок (а соответствен­но и масел) для двигателей (бензиновых и дизельных, малофор­сированных и высокофорсированных, турбонаддувных и без турбонаддува) различен.

Механический коэффициент полезного действия двигателя в значительной степени зависит от потерь энергий на трение, которые могут быть уменьшены за счет образования оптимального режима трения. Как известно, наиболее Малы потери на трение и износы при гидродинамической (жидкостной) смазке, зависящей от вязкости масла. 6 условиях гидродинамического трения (смазки) работают подшипники коленчатого вала.

Много узлов работает в условиях полужидкостного или граничного трения, коэффициент которого зависит от качества масла, часто называ­емого маслянистостью, от наличия соединений, способных образовы­вать масляную, пленку на металле. К таким узлам относятся, например, пара "шейка — вкладыши подшипников коленчатого вала" в момент пуска двигателя, поршневые кольца в момент нахождения поршня в вер­хней мертвой точке (когда вязкость масла и скорость поршня имеют минимальные значения).

Основное назначение моторных масел:

- уменьшение износа трущихся деталей и снижение коэффициента трения, уменьшение потерь мощности на трение;

- охлаждение трущихся деталей;

- уплотнение зазоров;

- предохранение поверхностей от коррозии.

Моторные масла должны обеспечивать надежный пуск двигателя при любой температуре, малый расход масла и топлива при работе двигате­ля, большой срок работы без замены. Для этого масла должны обладать определенными эксплуатационными качествами, которые зависят от типа двигателя, его конструктивных особенностей, режима работы, условий эксплуатации, применяемого топлива. Эксплуатационные ка­чества масел характеризуются рядом физико-химических показателей, которые не являются постоянными, а изменяются по мере совершенст­вования автомобильного транспорта и другой техники.